Третье направление Программы предусматривает реализацию следующих задач:
      1) содействие в обеспечении занятости безработных и самозанятых;
      2) повышение мобильности трудовых ресурсов;
      3) создание единой цифровой площадки по трудоустройству.
      Оператором третьего направления Программы является Министерство здравоохранения и социального развития Республики Казахстан
      5.3.1. Содействие в обеспечении занятости безработных и самозанятых
      В целях обеспечения занятости участникам Программы предоставляются следующие меры государственной поддержки:
      1) социальная профессиональная ориентация, помощь в выборе профессии, консультации по вопросам обучения и трудоустройства;
      2) поиск подходящих вакансий и содействие в трудоустройстве;
      3) создание социальных рабочих мест;
      4) организация молодежной практики;
      5) организация общественных работ.
      Участниками Программы, получающими поддержку в обеспечении занятости, являются лица, ищущие работу, безработные и иные лица, пользующиеся преимущественным правом в соответствии с Законом.
      Социальная профессиональная ориентация
      Социальная профессиональная ориентация включает в себя следующие меры:
      1) профессиональное информирование о трудовой деятельности, состоянии рынка труда, возможностях трудоустройства по имеющейся специальности или прохождения профессионального обучения;
      2) профессиональное консультирование выбора места работы и профессии на основе индивидуально-психологических характеристик лица, особенностей жизненных ситуаций, профессиональных знаний, навыков, интересов личности, состояния здоровья и потребностей рынка труда;
      3) профессиональный отбор посредством установления соответствия лица квалификационным требованиям, определенным для конкретных видов профессий (специальности) и должностей.
      Профессиональная ориентация осуществляется для лиц, ищущих работу, безработных, самозанятых, студентов, учащихся старших классов общеобразовательных школ.
      Порядок проведения профессиональной ориентации определяется Правилами проведения социальной профессиональной ориентации.
      Профессиональная ориентация проводится центрами занятости населения, организациями образования с привлечением региональной палаты предпринимателей (РПП) и частных агентств занятости и (или) иных организаций в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственном социальном заказе, грантах и премиях для неправительственных организаций в Республике Казахстан и государственных закупках.
      Поиск подходящих вакансий и содействие в трудоустройстве
      Поиск подходящих вакансий и содействие в трудоустройстве для обратившихся граждан осуществляются центрами занятости населения.
      Центры занятости населения оказывают участникам Программы содействие в трудоустройстве:
      1) на существующие в базе данных вакантные рабочие места;
      2) рабочие места, заявленные работодателями самостоятельно;
      3) рабочие места, создаваемые в рамках реализуемых государственных и отраслевых программ;
      4) рабочие места через частные агентства занятости;
      5) социальные рабочие места с частичным субсидированием заработной платы, а также рабочие места для прохождения молодежной практики.
      Центры занятости населения вправе привлечь частные агентства занятости для оказания услуг по трудоустройству.
      Участники Программы, которые не могут быть трудоустроены из-за отсутствия необходимой квалификации, направляются на подготовку кадров с ТиПО и краткосрочное профессиональное обучение в рамках первого направления Программы.
      Центральные государственные и местные исполнительные органы, национальные компании при реализации проектов в рамках государственных и правительственных программ, программ развития территорий предоставляют участникам Программы не менее 10 % вновь создаваемых рабочих мест при строительстве и реконструкции и не менее 15 % вновь создаваемых рабочих мест при текущем и капитальном ремонте, благоустройстве для трудоустройства на проекты, по направлениям центров занятости населения.
      Создание социальных рабочих мест
      Социальное рабочее место создается работодателем по договоренности с центром занятости населения для трудоустройства безработ0ных с субсидированием их заработной платы.
      Социальные рабочие места организуются на предприятиях и организациях всех форм собственности.
      Социальные рабочие места создаются отдельно вне постоянных рабочих мест и вне вакансий на постоянные рабочие места. Такие рабочие места не могут создаваться на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
      Количество социальных рабочих мест может быть не ограничено.
      Работа на социальных рабочих местах носит временный характер. Продолжительность участия граждан в социальных рабочих местах составляет не более 12 месяцев.
      Социальные рабочие места создаются для безработных, среди которых приоритетом пользуются лица, указанные в подпунктах 1) - 9) пункта 2 статьи 20 Закона.
      Местный исполнительный орган по вопросам занятости населения:
      1) формирует спрос и предложение на организацию социальных рабочих мест;
      2) утверждает перечень организаций в регионах, представивших заявку на создание социальных рабочих мест (далее - перечень), количество организуемых рабочих мест и конкретные условия работ, размер оплаты труда и источники их финансирования.
      Перечень работодателей обновляется в течение календарного года по мере необходимости.
      Центр занятости населения в соответствии с утвержденным перечнем заключает с работодателем договор на организацию и финансирование социальных рабочих мест для трудоустройства безработных.
      Для участия в социальных рабочих местах безработные подают заявление и документы в центры занятости населения согласно Правилам организации и финансирования социальных рабочих мест.
      Центры занятости населения консультируют безработных по вопросу трудоустройства на социальные рабочие места и выдают, в случае их согласия, направление на социальное рабочее место.
      Работодатель извещает центр занятости населения в течение трех рабочих дней о приеме на работу или отказе.
      В случае нарушения работодателями установленного порядка организации социальных рабочих мест, соответствующий договор с ними подлежит расторжению с возмещением работодателями в бюджет расходов государства на выплату субсидированной части заработной платы участникам социальных рабочих мест.
      На безработных, направленных на социальные рабочие места, распространяется трудовое законодательство Республики Казахстан.
      По инициативе работодателя, при возникновении вакансии и с согласия участника допускается трудоустройство на постоянную работу до окончания срока заключенного трудового договора. При этом, работодатель направляет в центр занятости населения копию приказа о приеме на постоянную работу в сроки, установленные трудовым законодательством Республики Казахстан.
      Финансирование социальных рабочих мест осуществляется центром занятости населения за счет средств республиканского или местного бюджетов путем предоставления субсидий на компенсацию части затрат работодателя на оплату труда безработным, трудоустроенным на социальные рабочие места.
      Ежемесячный размер субсидий на заработную плату безработным, трудоустроенным на социальные рабочие места, с учетом налогов, обязательных социальных отчислений и компенсации за неиспользованный трудовой отпуск без учета выплат по экологическим надбавкам составляет 35 % от установленного размера заработной платы, но не более размера минимальной заработной платы, определенной законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.
      Размер субсидирования заработной платы социальных рабочих мест, создаваемых неправительственными организациями для лиц с ограниченными возможностями, устанавливается местными исполнительными органами самостоятельно.
      Оплата труда безработным, трудоустроенным на социальные рабочие места, производится работодателем ежемесячно за фактически отработанное время исходя из размера, установленного трудовым договором.
      В зависимости от объема и сложности выполняемой работы работодатель за счет собственных средств, в случае необходимости, устанавливает дополнительные надбавки за фактически выполненную работу.
      Организация молодежной практики
      Молодежная практика организуется для выпускников организаций образования с целью получения выпускниками первоначального опыта работы по полученной профессии (специальности).
      Молодежная практика предназначена специально для безработных из числа выпускников организаций образования, реализующих образовательные программы технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования по полученной профессии (специальности), завершивших обучение в течение 3 лет, и не старше двадцати девяти лет.
      Молодежная практика организуется на предприятиях и в организациях всех форм собственности.
      Молодежная практика проводится вне постоянных рабочих мест и вне вакансий на постоянные рабочие места. Такие рабочие места не могут создаваться на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
      Количество рабочих мест по молодежной практике может быть не ограничено.
      Работа по молодежной практике носит временный характер. Продолжительность молодежной практики составляет не более 6 месяцев.
      Местный исполнительный орган по вопросам занятости населения:
      1) формирует спрос и предложение на организацию молодежной практики;
      2) утверждает перечень организаций в регионах, представивших заявку на организацию молодежной практики, количество привлекаемых безработных из числа выпускников организаций образования, условия и оплату их труда и источники финансирования.
      Перечень организаций обновляется в течение года по мере необходимости.
      Центр занятости населения в соответствии с утвержденным перечнем заключает с работодателем договор на финансирование молодежной практики для трудоустройства безработных.
      Работодатель на основе договора с центром занятости населения создает рабочие места для прохождения молодежной практики. Рабочие места соответствуют полученной выпускником в организации образования профессии (специальности).
      Для участия в молодежной практике безработные подают в центры занятости населения заявление по форме согласно Правилам организации и финансирования молодежной практики.
      Центры занятости населения консультируют безработных по вопросу прохождения молодежной практики и выдают, в случае их согласия, направление на молодежную практику.
      Работодатель извещает центр занятости населения о приеме на работу или отказе.
      Между работодателем и безработным, участвующим в молодежной практике, заключается трудовой договор.
      На безработных, направленных на молодежную практику, распространяется трудовое законодательство Республики Казахстан.
      По инициативе работодателя, при возникновении вакансии и с согласия участника молодежной практики, допускается трудоустройство на постоянную работу до окончания срока заключенного трудового договора. При этом работодатель направляет в центр занятости населения копию приказа о приеме на постоянную работу в сроки, установленные трудовым законодательством Республики Казахстан.
      Работодатель за участником молодежной практики закрепляет наставника из числа опытных работников для передачи профессиональных знаний и опыта работы.
      В случае нарушения работодателями установленного порядка организации молодежной практики, соответствующий договор с ними подлежит расторжению с возмещением работодателями в бюджет расходов государства на выплату заработной платы участникам молодежной практики.
      Финансирование молодежной практики осуществляется за счет средств республиканского или местного бюджетов, а также из других источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.
      Финансирование заработной платы участникам молодежной практики из числа выпускников осуществляется в течение шести месяцев согласно трудовому договору.
      Размер субсидии в месяц из республиканского или местного бюджетов составляет 25 месячных расчетных показателей (с учетом налогов, обязательных социальных отчислений, компенсаций за неиспользованный трудовой отпуск и банковских услуг), без учета выплат по экологическим надбавкам.
      Софинансирование и субсидирование за счет средств местного бюджета оплаты труда физических лиц, направленных на молодежную практику, осуществляются по решению местных исполнительных органов.
      Лицам, направленным на субсидируемые государством рабочие места и молодежную практику в 2016 году в рамках Программы "Дорожная карта занятости 2020", предоставляется право на продолжение занятия социальных рабочих мест и прохождение молодежной практики в рамках настоящей Программы до окончания срока ранее заключенных договоров.
      Организация общественных работ
      Общественные работы организуются центрами занятости населения для обеспечения безработных временной занятостью. Общественные работы не требуют предварительной профессиональной подготовки работника и имеют социально-полезную направленность.
      Общественные работы финансируются в пределах средств местного бюджета и средств работодателей по их заявкам.
      Право на участие в общественных работах имеют:
      1) безработные;
      2) студенты и учащиеся старших классов общеобразовательных школ в период летних каникул;
      3) лица, не обеспеченные работой в связи с простоем.
      Приоритетным правом на участие в общественных работах пользуются:
      1) безработные, не получающие социальных выплат на случай потери работы;
      2) безработные, состоящие на учете в центрах занятости населения свыше шести месяцев.
      Участие лиц в общественных работах осуществляется с их согласия в порядке очередности согласно дате их регистрации в центре занятости населения.
      Условия участия граждан и порядок организации и финансирования общественных работ в рамках Программы определяются в Правилах организации и финансирования общественных работ.    

 Механизм предоставления мер государственной поддержки для потенциальных переселенцев:
      1) лица, желающие участвовать в Программе, планирующие переселение из регионов выбытия, обращаются в центры занятости населения регионов выбытия;
      2) центры занятости населения регионов выбытия консультируют претендентов о порядке и условиях участия в Программе и оказания мер государственной поддержки;
      3) местные исполнительные органы по вопросам занятости населения регионов прибытия обеспечивают центры занятости населения регионов выбытия информацией о регионах прибытия, профессиях, по которым требуются дополнительные трудовые ресурсы, требованиях к специалистам, условиях работы;
      4) при согласии участия в Программе претенденты подают заявления в центры занятости населения регионов выбытия по форме и с приложением документов согласно Правилам добровольного переселения лиц для повышения мобильности рабочей силы, утверждаемым уполномоченным органом по вопросам занятости населения;
      5) центры занятости населения регионов выбытия в течение 5 рабочих дней направляют предложение о включении в состав участников Программы в центры занятости населения регионов прибытия и уведомляют об этом заявителей;
      6) центры занятости населения регионов прибытия в течение 5 рабочих дней направляют заявления и документы претендентов на рассмотрение районной (городской) комиссии по реализации Программы;
      7) центры занятости населения мест прибытия в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о включении либо отказе включения заявителей в состав участников Программы уведомляют об этом центры занятости населения регионов выбытия;
      8) центры занятости населения регионов прибытия заключают индивидуальный социальный контракт с переселенцем и/или оралманом;
      9) после переселения и фактического трудоустройства на новом месте участники Программы подают в центры занятости населения регионов прибытия документы согласно Правилам добровольного переселения лиц для повышения мобильности рабочей силы, утверждаемым уполномоченным органом по вопросам занятости населения.
            5.3.4 Обеспечение занятости за счет развития инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства
      Местные исполнительные органы по остаткам неиспользованных средств и экономии трансфертов общего характера в рамках настоящей Программы по согласованию с уполномоченным органом по вопросам занятости населения могут доиспользовать указанные средства на реализацию инфраструктурных проектов по следующим видам работ и объектов:
      1) капитальный и текущий ремонты социально-культурных объектов (объекты образования, здравоохранения, социального обеспечения, культуры, спорта, досуга и отдыха). Для сейсмоопасных регионов допускается капитальный ремонт с сейсмоусилением;
      2) благоустройство населенных пунктов (освещение и озеленение улиц, парков, скверов, снос бесхозных объектов, обустройство имеющихся полигонов твердых бытовых отходов, малых архитектурных форм, ограждений, детских игровых и спортивных площадок);
      3) капитальный, текущий ремонт социально-культурных объектов, инженерно-транспортной инфраструктуры для обеспечения доступности инвалидов и других маломобильных групп населения;
      4) капитальный, средний и текущий ремонты инженерно-транспортной инфраструктуры (городские автомобильные дороги, внутрипоселковые и внутрисельские дороги, подъездные дороги, дороги районного значения, тротуары, плотины, дамбы и мосты);
      5) капитальный, средний и текущий ремонты объектов жилищно-коммунального хозяйства (объекты водоснабжения, канализации, системы газо, тепло-, электроснабжения).
      Местные исполнительные органы в рамках реализации инфраструктурных проектов обеспечивают:
      1) создание новых рабочих мест;
      2) предоставление участникам Программы, проживающим, в том числе с временной регистрацией в районе (городе), где реализуется инфраструктурный проект, не менее 50 % вновь создаваемых рабочих мест при реализации инфраструктурных проектов.
      Центры занятости населения направляют работодателям-подрядчикам, реализующим инфраструктурные проекты, участников Программы, проживающих в данном районе (городе), включая лиц с временной регистрацией.